Грозит ли России дефицит жизненно важных лекарств

Грозит ли России дефицит жизненно важных лекарств Новости Ярославля

На фоне санкционного давления и разрыва логистических цепочек российская фарминдустрия столкнулась с серьезными вызовами. Останутся ли доступны для россиян жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) или надо готовиться к дефициту — рассказывает правозащитник и общественный деятель Александра Бакшеева.

Что такое ЖНВЛП

Государство с 1992 года контролирует наличие, стоимость и ассортимент жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. На сегодняшний день актуальный перечень ЖНВЛП утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года № 2406-р. Он постоянно пересматривается и дополняется, охватывая практически все виды медицинской помощи в рамках государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи. Сейчас в перечне более 800 наименований.

Лекарствами из списка бесплатно обеспечиваются определённые категории граждан, среди которых дети до трёх лет, инвалиды, «чернобыльцы», ветераны боевых действий и другие, а также лица, страдающие определёнными заболеваниями. Полный список категорий граждан и заболеваний утверждён Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (в редакции от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Прошлогодние санкции

Западные санкции, введённые с началом специальной военной операции, хотя напрямую не касались поставок в Россию медицинского оборудования и лекарственных средств, но вызвали панику и ажиотаж по поводу доступности лекарств в России в целом и ЖНВЛП в частности. Переживания россиян были небеспочвенны, ведь большая часть лекарств либо завозилась в Россию из-за рубежа, либо отечественные фабрики производили лекарства из иностранных составляющих.

Возникшие опасения привели к созданию искусственного дефицита, когда граждане стали скупать лекарства в аптеках в больших количествах и некоторые из них стали исчезать с прилавков аптек, а другие — подниматься в цене.

Однако, уже тогда Минпромторг заявил, что у отечественных фармкомпаний есть технологическая возможность производить внутри страны по полному циклу больше половины препаратов из списка ЖНВЛП. Кроме того, в стране имеется запас необходимых лекарств минимум на полгода.

Прошло чуть больше года, и за этот период российская фарминдустрия смогла неплохо адаптироваться к новым условиям, перестроить логистические цепочки, найти альтернативных поставщиков (например, в Индии и Китае), а некоторые — перейти на сырьевую независимость и полный цикл производства лекарств. Конечно, всё это — не без активной помощи государства.

Курс — на лекарственный суверенитет

Государство и до введения санкций активно занималось вопросом перехода на полный цикл производства лекарств в России. С началом ажиотажа на фармацевтическом рынке был предпринят целый спектр мер поддержки отечественных производителей для ускорения импортозамещения.

Основные меры, принятые с введением санкций:

  •  Меры прямой господдержки в виде займов в Фонде развития промышленности, которые позволяют строить предприятия и модернизировать оборудование;
  • Спектр мер обеспечения лекарствами: контроль цен и запрет на повышение цен на ЖНВЛП; информирование о прекращении производства медизделий не менее, чем за полгода;
  • Создание системы фаст-треков — быстрого вывода лекарственных средств на рынок без стандартной регистрации, но с сохранением строгости экспертизы качества;
  • Послабления в системе госзакупок лекарственных средств: например, изменение подходов к формированию начальной максимальной цены контракта.
  • Меры, принятые на сегодняшний день:
  • Внедрение Минпромторгом правила «второй лишний», которое должно заработать осенью 2024 года (правило подразумевает, что зарубежный производитель лекарств не допускается на торги, если на аукцион выходит хотя бы один поставщик из Евразийского союза (ЕАЭС) с полным циклом производства, включая субстанцию. Это будет давать преимущество отечественным производителям полного цикла при проведении закупок всех препаратов из перечня стратегически значимых лекарственных средств;
  • Правительство РФ вправе простимулировать развитие производства лекарств и медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов;
  • До 31 декабря 2024 г. допускаются ввоз и обращение в России иностранных лекарств только в случае их дефектуры (то есть, отсутствия);
  • Освобождение от уплаты госпошлины за выдачу и продление лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности;
  • Организации оптовой торговли лекарствами обязаны соблюдать предельные сроки, отгрузки лекарств по договорам с аптеками. Предельные сроки отгрузки установит Минздрав России;
  • Выдача российским организациям грантов с финансированием до 100% на разработку стандартных образцов, применяемых в фармацевтике.

Конечно, список мер неполный и продолжает пополняться.

Экономика страны сегодня направлена на активное импортозамещение во всех сферах, в том числе и в фарминдустрии. Такая же тенденция, скорее всего, будет сохраняться и дальше. Очевидно, санкции — двигатель импортозамещения. К концу 2024 года планируется достичь не менее 50% доли отечественных лекарств на российском рынке (в финансовом выражении) (до введения санкций этот показатель составлял около 30%). По экспертным оценкам, 80% препаратов из списка ЖНВЛП могут производиться в России. Для этого есть все необходимые технологии.


Добавить комментарий